Виа Долороза Экскурсия, крестный путь Иисуса Христа, Крестный путь Иерусалим, Понтий пилат иерусалим,
Индивидуальные экскурсии в Израиле, ИНдивидуальные экскурсии в Иерусалиме, Марк крысобой и Ешуа,вторая остановка крестный путь,
Вторая остановка, или станция, на Виа Долороза также выделяется в католической традиции. Это место, где прокуратор Иудеи Понтий Пилат (который все же существовал, как выяснилось в конце ХХ века), вывел Иисуса перед толпой, отказавшейся помиловать его, и сказал: «Се (это) человек», или «Еssе hоmо» по-латыни. Так это место и называется, а находится оно на улице между медресе Аль-Омария и комплексом зданий, принадлежащих францисканцам. Библейский францисканский институт, капелла Бичевания и капелла Осуждения – части этого монастырского комплекса. Под капеллой Осуждения находится часть Лифостратон (каменной мостовой, на которой Пилат судил Иисуса), плиты можно увидеть, спустившись в подвал капеллы (не забываем, что за два тысячелетия культурный слой вырос как минимум на три метра!).
Интересно, что существование Лифостратона была доказано раньше, чем существование Понтия Пилата. В самом начале ХХ века ученые на месте францисканского монастырского комплекса раскопали остатки небольшой средневековой церкви, а внутри трехнефного строения было место, отгороженное четырьмя колоннами, над которыми, видимо, раньше был навес. Навес прикрывал каменные плиты времен древнеримского правления в Иудее. Сопоставив разные источники, ученые поняли, что это каменный помост суда Понтия Пилата.
История капеллы Осуждения не менее интересна. Во времена османского владычества турки устроили здесь конюшню. Это был некий Мустафа-бей, жил в XVII столетии, ничем особым не отметился, кроме одной истории. Мустафа-бей решил построить на месте конюшни (а конюшня была на месте церкви над помостом) не что иное, как гарем. И в самом деле, а что такого? Но здание для пары десятков его жен и наложниц рухнуло. Урок прост: надо уважать святые места любой конфессии, быть веротерпимыми и толерантными. В итоге следующий глава администрации, как бы сказали сейчас, передал место францисканцам, и они на месте старой построили новую церковь. Проектом руководил очень интересный человек – Антонио Барлуцци. Надо сказать пару слов о нем, так как современный архитектурный облик многих храмов и зданий Святой земли воссоздал этот человек. Его жизнь – пример беззаветного служения Богу и искусству.
Антонио Барлуцци 33 года провел в Иерусалиме, возводя церкви, монастыри, школы, больницы в Святых местах. Он тесно был связан с Ватиканом (его семья служила там) и с францисканцами, хотя сам священником не был. Так вот, главная заслуга этого человека в том, что он не насаждал свой стиль, а пытался «вписаться» в существующий стиль Старого города, не переделывая, а «подделывая» в лучшем смысле этого слова.
Капелла построена на месте, где был подвергнут Христос избиениям и поруганию, где древнеримские стражники издевались над ним, называя «царем иудейским». В капелле три витражных окна. Изображения на них символичны: в центре Христос, избиваемый бичами, слева Понтий Пилат, «умывающий» руки, справа – Варрава, разбойник, помилованный вместо Иисуса. И еще. Пожалуй, единственная деталь, которая объединяет творения Антонио Барлуцци, – это мерцающий купол, или часть у алтаря (в разных храмах по-разному). Выполнена она в технике золотой византийской мозаики (Барлуцци очень нравился византийский стиль). В капелле Осуждения алтарная часть представляет собой изображение тернового венца – символа страданий, без страданий невозможно спасение и возрождение. Очень глубокая мысль реализована Барлуцци в виде золотых звезд мозаики, проглядывающей из-за тернового венца. Гениально.
Вторая капелла (ее полное название Осуждения и Возложения креста на Иисуса) построена Герлихом фон Манделем тоже в начале ХХ века, тоже в византийском стиле, но от Византии в ней мало что, только пять куполов. Ранее здесь была мечеть (об этом свидетельствует михраб, каким-то чудом сохранившийся).
Предание повествует о том, что на месте капеллы Осуждения на Иисуса был возложен крест, и путь Спасителя к воскресению стал в прямом смысле крестным. С тех пор во многих языках есть фразеологизм «крестный путь», означающий муку, страдания, а потом возрождение.
Чуть дальше по улице мы увидим сооружение, кажущееся странным: каменная дуга и над ней часть дома с окошком. И только войдя в главный собор католического монастыря, можно понять, что это такое. Собор имеет название Нотр-дам-де-Сион, построен (освящен) в 1868 году на месте второй остановки крестного пути. Изогнутая дуга за стенами монастыря – это часть арки, которая сейчас возвышается над алтарем. Арка, по-видимому состояла из трех пролетов, большая часть ее находится в храме, а меньшая – на улице. Эта арка, куда Понтий Пилат вывел Иисуса и сказал, что не считает того виновным, «Се человек...». Так сегодня место это и называется, как и монастырь рядом.
Возникает естественный вопрос, а та ли это арка? Современные археологи датируют ее 135 годом нашей эры, временем правления древнеримского императора-строителя Адриана. Адриан возводил свои строения на местах библейских, стремясь уничтожить память о Спасителе, но вот история с таким подходом не согласилась, хотел уничтожить, а на самом деле сохранил. Арка составляет часть большого археологического памятника, который обнаружили археологи в шестидесятых: цистерна для воды, арка и каменная мостовая – Лифостратон. Цистерна построена для нужд гарнизона крепости Антония при Ироде, а монастырь стоит на месте крепости, ее северной части. Крепость была возведена на скалистой платформе на Храмовой горе, ее строительство перекрыло водопровод, понадобилась цистерна (точнее, бассейн), который потом Адриан перекрыл. Там же над цистерной положили плиты мостовой, взятые тут же из двора разрушенной крепости. Поэтому можно утверждать, что плиты Лифостратона те самые.
Здесь есть археологический музей, который можно посетить с индивидуальным гидом. Спустившись к плитам мостовой, оказываешься в Иерусалиме первых веков первого тысячелетия нашей эры. Смотря на мостовую, замечаешь насечки – зазубрины, чтобы не скользили копыта лошадей, отверстия колодцев – словом, приметы седой истории. Внимание обращает на себя рисунки игры стражников «в царя». Это еще одно подтверждение реальности событий двухтысячелетней давности.
Как эти почти детские рисунки могут свидетельствовать о реальности библейских событий? Римляне знали, что Иисуса обвиняют и в том, что он, якобы, называл себя «царем иудейским». На Кресте его начертано: «Царь иудейский» на трех языках. Солдаты решили поиграть перед казнью, свидетельства есть в Библии, а плиты Лифостратона доказывают существование этой игры.
Фото вторая остановка крёстного пути Иерусалим
Видео вторая остановка крёстного пути Иерусалим
По любым вопросам и заказам можно обратиться по электронной почте